Киотский протокол- вопросы инвентаризации парниковых газов


Вступил в силу 16 февраля 2005 года после того, как его ратифицировали страны, суммарная квота которых по выбросам "парниковых" газов по состоянию на 1990 год превышает 55 %.

Подписавшие его страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Документ предусматривает, что в период с 2008 по 2012 годов общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других парниковых газов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Страны Приложения В к Киотскому протоколу имеют определенные лимиты на выбросы в парниковых газов атмосферу. Если какая-либо страна приложения В не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать как неиспользованные квоты. По мнению экспертов ООН, механизмы Киотского протокола должены способствовать поступлению в развивающиеся страны значительных ресурсов, которые должны быть использованы для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата.

Согласно Протоколу, Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %, Япония и Канада – на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8 %, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008 – 2012 годах на уровне 1990 года. (Убрана фраза, не имеющая отношение к Киото). Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, не были обременены обязательствами, но могли брать на себя добровольные обязательства и получать под них финансирование. Соединенные Штаты Америки заявили о неучастии в протоколе до 2013 года.

США и европейские страны придерживаются по этому вопросу разных точек зрения: в США считают, что сохранение климата должно обеспечиваться развитием современных технологий, а не введением ограничений на выбросы углекислого газа, которые предусматривает Киотский протокол.
Киотский протокол ратифицирован 181 страной и одним региональным содружеством Европейским союзом.

Казахстан ратифицировал Киотский протокол в конце февраля без Приложения 1, предполагающего механизм количественного ограничения выбросов и "торговлю выбросами", в котором участвуют только стороны Приложения 1. Суть торговли заключается в том, что государство, уже выполнившее свои обязательства и имеющее переизбыток квот, может продать свои квоты на выброс другим сторонам.

В 2001 году Казахстан получил статус "стороны Приложения 1 Киотского протокола после ратификации Киотского протокола". Однако, позже министерство охраны окружающей среды Казахстана заявило, что в условиях глобального кризиса и снижения темпов развития страны, учитывая плюсы и минусы сложившейся обстановки для Казахстана, необходимо пока повременить с количественными обязательствами и идти по пути дальнейшего перехода на проекты совместного осуществления для полноправного участия в пост-Киотском процессе. По оценке министерства, ратификация Киотского протокола даже без ратификации Приложения 1 позволит Казахстану привлечь в страну ежегодно до 1 миллиарда долларов инвестиций в год.

Казахстан присоединился к Рамочной конвенции ООН по изменению климата в 1995 году. В 1999-м был подписан Киотский протокол. На 7-й Конференции сторон в городе Марракеш Казахстан получил официальный статус стороны Приложения 1 Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата представляет собой международно-правовой инструмент по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Казахстан ратифицировал Киотский протокол в марте 2009-го, а 17 сентября этого же года вступил в силу для Республики Казахстан, и наша страна стала полноправным участником данного международного соглашения, а также переговорного процесса по международно-правовому режиму по сокращению выбросов парниковых газов после 2012 года (посткиотское соглашение).

Киотским протоколом в Казахстане регулируются следующие газы:  CO2, N2O, CH4, HFCs, PFCs, SF6.

Ратификация Киотского протокола позволила дать старт попытке создания мировой системы регулирования энергопотребления, устойчивого управления лесами и ограничения негативных процессов масштабного антропогенного воздействия на экосистемы планеты. Не умаляя значимости сокращения выбросов парниковых газов, сопутствующее Киотскому процессу, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду и повышение эффективности использования природных ресурсов представляется существенно более важным.
Каждая Сторона Приложения В в РКИК ООН должна выполнять положения, чтобы иметь возможность участвовать в механизмах Киотского протокола.

Для выполнения требований Киотского протокола и дополнительных решений Сторон РКИК ООН, а также для участия в реализации механизмов гибкости Киотского протокола, необходимо наличие действующего национального реестра по учету и перемещениям Единиц установленного количества (ЕУК) по любому из механизмов Киотского протокола и наличие нормативно-правовой базы для функционирования механизма торговли и передачи единиц сокращения выбросов (ЕСВ) другим странам.